• Связаться с админом

    1. Untitled Document
    2. Отправить

Самые известные мухи мира часть 13


Как-то уже минуло время стабильного восторга при виде "мух" в чужих коробках. Любая рецептура, пусть то из пера, шерсти, да хоть колбасных шкурок, строится на стандартном вращении материала и креплении крыла с ножками. Тихо помышляешь: будь время и желание, скрутить можно любую "муху".


 


фото 1,2- Woven body

фото 3,4 - Woven body

На самом деле, это, конечно, не так, но с годами вырабатывается ровное отношение к любым шедеврам. Искреннее любопытство вызывают лишь те, что по каким-то причинам близки сердцу или знакомы в мельчайших деталях. Эти несколько "мух" могут представлять для нахлыстовика такой же интерес, как для знатоков - театралов открытие очередного сезона, когда оживленно обсуждаются мельчайшие нюансы "до" или "ля" в сотый раз исполненной партии.


 


 


фото 5,6 - Woven body

фото 7,8 - Woven body

 


 


 


 


 


Среди традиционно связанных "мушек" особняком стоят плетеные двуцветные нимфы, "мухи-плетенки". В моей памяти они изначально относились к классу утяжеленных "нимф", которыми не побалуешь, и которые нужно уважать. Отношение к ним долгое время складывалось корректное и осторожное. Покоились они в коробках людей авторитетных, изъездивших полсвета. И комментарии владельцев были однозначными.


Тем не менее, нестандартность их изготовления долгое время мешали заняться ими вплотную. Продемонстрированная не раз техника вязки без памяти собственных пальцев не запоминалась, а сесть и приступить самому представлялось мучительным. Месяц назад, на первенстве моего клуба, я еще раз наблюдал вязку этой "мухи", и мой рассудок вновь был сражен элементарностью процесса. Два движения руками, цепляем с этой стороны, цепляем с другой - и все, "муха" готова.


 


 


фото 9,10 - Woven body

фото 11,12 - Woven body

 


 


 


 


Возможно, этот, элементарный на первый взгляд, процесс мог придти в голову любому. Но, как всегда, хорошие мысли приспевают в голову прежде всего профессионалам.


Роберт Вильямсон (Robert Williamson) представил свою версию рождения таких "мушек" в статье "Woven Body Fly History". Идея возникла у жителя Монтаны Франца Потта (Franz Pott), который вне рыбалки не только стриг волосы обывателям, но и, видимо, увлекался заплетанием девичьих кос. Так, в 20-х годах прошлого века появилась его серия "мух" Mite Fly с плетеным телом. Просто и весьма натурально выглядели эти "мушки".


Но почему Франц использовал для плетения не обычные, доступные шерстяные нитки, а шерсть вола, да еще китайского, или волосы со шкуры барсука? Возможно, испытывал удовольствие, наблюдая реакцию коллег, интересовавшихся этой деталью.


 


фото 13,14 - Woven body

Дальше был Джордж Грант (George Grant), практиковавший контрастные вплетения на животе "мухи". Затем был Дэн Бейли (Dan Bailey), опять же американец, и его известная имитация веснянки Mossback 1930 года - живописное сооружение из лески или конского волоса, и многие другие.


 


В целом, к середине века сформировалось несколько способов создания плетеного тела, дающих цветовой контраст между спинкой и брюшком или цветной полоской узлов по бокам "мушки". Чаще всего встречались комбинации черного с оранжевым, коричневого с кремовым, оливкового и бежевого.


Когда "плетенка" попала в Европу, точно не известно. Каким образом эти "мушки" стали популярны в Польше, также сказать трудно. Автор книги "Искусственные мушки" Войтех Венглярский вспоминает, что получил несколько таких "нимф" письмом из Штатов в 1962 году. Юг Польши был тогда своего рода полигоном современного европейского нахлыста. Многие кабинетные, гиблые идеи обретали вторую жизнь на этих реках в деревенской глуши. То, что работало в Монтане и ее окрестностях, было переложено на модный мотив восходящей звезды мирового нахлыста - тяжелую "нимфу". Возможно, это произошло благодаря Владиславу Тршебуне, который освоил и популяризовал своими успехами этот способ вязки "мух". Местные ребята над Дунайцем и Саном называли эти мушки "тршебуневки", не подозревая, что их соотечественники на очередном чемпионате мира уже дали повод к появлению нового имени этих "мушек" - "польская нимфа", "Polish Nymph". В Австралии после завершения соревнований американцы скупали у поляков остатки "плетенок". Покупали, по сути, свое собственное изобретение, но уже под польским именем.


 


Woven body

Сами поляки не возражают, хотя и удивляются подобным терминологическим выкрутасам. Сами они называют ее просто "плетенка" и имеют в виду не конкретную "мушку", а этим способом связанные имитации различных нимф и личинок.


 


С этих позиций будет интересен сам способ плетения, а не внешний вид отдельной "мухи". У нас встречается "мушки", выполненные двумя способами вязки.


Классическая американская техника overhand-knot на наших территориях используется не часто. Во-первых, плетение выглядит достаточно сложным. Не каждый нахлыстовик позволит себе "деградировать" до вязальных спиц и крючков. Что позволительно для Торилл Колбу (Torill Kolbu), женщины, которая вяжет "мух", не к лицу настоящему мачо. Хотя можно принять ее оправдания, когда она говорит об услаждающих глаз бесчисленных вариантах сочетания материалов, цветов и техник своих "мух". На мужской, практичный взгляд этот способ не слишком подходит для исполнения мелких "мух", заставляя использовать чрезмерно тонкие или эластичные материалы-шнурки.


 


Польская  "плетенка"

Польская же "плетенка" необыкновенно популярна. Ей не приходится делить славу со своими возможными близнецами, как было в случае то ли с Czech, то ли с Polish Nymph, имитирующими гидропсиху (см. "СР" № 2 - 2004). В книгах и каталогах чехов встречаются единичные варианты плетеной техники. А "мушка" очень проста и быстра в вязке.


 


Используют всегда две разного цвета нити, вернее сказать - два шнурка. Светлый идет на брюшко "мухи". Можно использовать шерсть, синтетику (вискозу из ковров и дорожек), флоссы, синель, а также винил, флэши и любые прочие волокна. Не надо забывать только о создании предварительной формы будущей "мушки". Подклад или подложка тела делается, чаще всего, оборотами свинцовой проволоки и покрывается затем слоями одного из шнурков.


Популярный "клоп-гребляк" имеет расплющенное плоскогубцами плоское свинцовое основание. Вообще, стесняться со свинцом не надо. Хоть "нимфы", в том числе и "плетенки", бывают разными по массе, вспомним, что известные в околицах Монтаны "мухи" получили мировую известность именно как тяжелые "нимфы". А почему ж таки закрепилось имя - Woven Polish nymph? Причина только одна - эффективность этой тяжелой "нимфы", так неприятно удивившая многих на чемпионатах. Как всегда, мало одной идеи, важно найти ей вариант правильного применения.


 


Фото 1 - May Executor. Крючок: №12 "long caddis". Нить: UN I Thread 8, черная или оливковая. Подклад: вискоза темно-оливковою цвета. Тело: плетеное, темно-оливковая составляющая на спинку, светло-коричневая - на брюшко. Кроличий даббинг. Чехлик: рафия. Ножки: 6 лучей пера кряквы.


 


В. Быков


"Спортивное рыболовство № 08 - 2005г."